воскресенье, 30 ноября 2014 г.

Продолжение путешествия в чужое прошлое

Я уже писала про автобиографический роман Набокова"Другие берега", который продолжаю потихоньку читать.



Чем дальше от детства, тем короче описания автора.

В этот раз очень интересными мне показались наблюдения Набокова о пребывании в Крыму. Эта чехарда властей, тревожные ночи и очень много пролитой крови. В связи с этим вспоминается его же, более раннее, описание детских прогулок с гувернером по городу. Деталь, о котрой упоминает мимоходом: казаки стреляли по взобравшимся на деревья мальчишкам так, как будто палили по воробьям.

Произвел впечатление поступок бывшего шофера Набоковых, который  добирался через всю взбаламученную войной и революцией Россию привез им в Крым деньги, которые собрали для них друзья, помог понадежнее спрятать фамильные драгоценности, а потом как-то ночью ушел обратно, попутно обокрав дом. Украл какую-то ерунду, какие-то вещи. Как это можно понять? Рисковал жизнью, не взял ни денег, ни драгоценностей, а потом украл какую-то мелочь и сбежал. Это называется, иррационализм?! :)

Прочитав историю о первой юношеской любви Набокова и о расставании навсегда. Расставание с девушкой наложилось на расставание с родиной и осталось воспоминанием.

Там еще много интересных деталей об эпохе, о людях, но больше всего, о самом Набокове.

И мой вывод, не имеющий никакого отношения к литературным достоинствам книги. Это хорошо, что он уехал. Он никак не вписывался в новую реальность.

Хотелось бы мне только узнать судьбу Тамары. Совсем другого человека. Не бабочки.

воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Набоков и его призрак

Который уже день понемногу читаю "Другие берега" Владимира Набокова.

Автобиографический роман. Я вообще в последнее время увлекаюсь биографиями и мемуарами, потому что люблю рассматривать людей интересных и необычных, почти что в подлиннике.

Почти что, потому что временами приходится "дорисовывать" то, что видишь. Хотела найти с ходу в интернете, но не нашла: что за тип личности у Набокова. Интроверт? Похоже, что интроверт, но это пока только на основании тех страниц, что уже прочитала. Возможно, что ошибаюсь, но навряд ли. Сомневаюсь, чтобы экстраверт изыскивал любые способы сбежать от людей, чтобы еще раз поохотиться на бабочек.

     Вот дачный сад, где счастливы мы были:
стеклянный шар, жасмин и частокол.
Как некогда, каймою рдяной пыли
верхи берез день тающий обвел.

Все тот же вьется мотылек капустный
(он опоздал -- беспечный -- на ночлег).
Сегодня мне как будто и не грустно,
что кануло все прежнее навек.

Уж светляки зеленые лампадки
зажгли в траве, и нежно -- как тогда --
мне шлет привет свой девственный и сладкий
алмаз вечерний -- первая звезда.

В. Набоков 24 мая 1918


Синтетическое восприятие реальности. Не встречала таких людей. Очень интересно! Говорит, что нечто подобное было у его матери. Воспринимал буквы, как имеющие цвета. Пару раз споткнулась на его описаниях в тексте  автобиографического романа, потому что при описании, кажется, цвета неба, ссылался на цвет буквы. Приходилось слышать, что у людей с подобным восприятием реальности должна быть хорошая память. Память у него вполне хороша, если судить по деталям, описаний событий далекого прошлого.

Очень заинтересовал детский экстрасенсорный опыт. Это тогда, когда малыш лежал больным, а мать, желая его утешить, поехала купить подарок. Ребенок как бы присутствуя рядом с ней, увидел, какой именно предмет вынесла она из магазина. Ошибся только в размерах коробки. Реальная оказалась больше.

Эта история напомнила мне историю, описанную в какой-то из книг Владимиром Леви  о работе с пациенткой. Кто помнит, Владимир Леви - врач-психотерапевт, в том числе применяющий гипноз во время работы. В время лечебного сеанса, как это бывает в здравоохранении, доктора срочно вызвали в кабинет к вышестоящему начальству. А пациентка все это время ожидала, находясь под гипнозом. Когда врач наконец-то вернулся и довершил сеанс, женщина рассказала ему, куда он ходил, с кем разговаривал и о чем. Интересно, хотя и необъяснимо.

Что-то в этом роде продемонстрировал и маленький, сгорающий от любопытства, мальчик в ожидании игрушки. Набоков рассказывает это мимоходом, как забавный эпизод.

Не менее интересным представляется мне метод Набокова, избранный им для погружения в воспоминания. Он сам называет себя призраком, который явился незримо присутствовать из настоящего в событиях далекого пршлого. Интересно, что следуя за этим "призраком" он умудряется до мелькайших деталей восстановить в памяти события детства. Вспоминает даже кличку собаки девочки, с которой играл ребенком! Может по памяти пройти по дорожкам парка, в котором вырос, мысленно ощутить складки шторы, которую приходилось отодвигать на окне.

Похоже, мы опять имеем дело с синтетическим восприятием мира. Не только цвет, но кажется, и тактильные ощущения четко отпечатывались в его восприятии. А эти бесконечные путешествия за бабочками с мельчайшими деталями пройденного пути? Да обычный человек, даже в реальности проходя по этим местам, не запомнит и половины  тех деталей, которые автор помнил и через много лет после того, как эпизод ушел в прошлое.

Конечно, была многосторонняя подготовка. Его обучали рисованию, кажется музыке (не обратила внимания), были и занятия спортом,  что несомненно способстововало развитию разных видов памяти. Зрительной, мышечной.

Устала от описаний его бесконечных родственников и учителей. Заинтерсовалась только опять-таки околоэкстрасенсорным опытом восстановления деталей приезда  гувернантки из Швейцарии, который ребенок на самом деле не видел. Жаль невозможно установить, настолько точно увидел эту сцену его "призрак". Хорошо запомнила, как "призрак" трогал свежий снег. Конечно, может быть сцена создана по аналогии с реальными воспоминаниями, но, возможно, автор на самом деле пробился сквозь время и пространство, чтобы дотронуться до чего-то, для себя важного.

Словом, мне было интересно! Еще более интересно, что он на шесть лет моложе Маяковского, который жил примерно в то же время. Набоков описывает те же события, в которых в детстве участвовал Маяковский, но между ними пропасть. Но только временная, но и социальная! Балованный барчук Набоков и нервный подросток Маяковский. Какие же разные стороны жизни они видели!

Да, как по мне, так эти реальные люди интереснее, чем то, чем они покоряли современников. Каждый из них - прелюбопытнейшее творение природы, социума и своего времени!



среда, 15 октября 2014 г.

Уже октябрь?

Прошла целая вечность с того момента, как  я писала в этот блог в мае. Это время было не просто трудным, оно было очень трудным!

Сегодня я все еще не готова просто вернуться сюда. Я все еще пытаюсь отстроить себя после того кошмара, который еще даже и не закончился.

И все-таки, я обязательно вернусь, как возвращаются на свое место жительства потерянные кошки. Ведь интроверсия - это мой мир. И никуда от него не деться. И это, в сущности, правильно!

понедельник, 26 мая 2014 г.

Где брать силы на творчество?

Не могла не утянуть этот пост. Сейчас у меня просто жуткое время, наслаивающее проблемы из внешнего мира на мои собственные. А здесь есть несколько очень полезных рекомендаций, которыми и попытаюсь воспользоваться!:)

Оригинал взят у lattona в Где брать силы на творчество?
Когда-то давно я написала пост "про время на творчество". Там было много комментариев на тему "ну хорошо, хорошо, время есть. Но сил нет!" Я тогда пообещала написать про это, и вот недавно, после поста про детей, вспомнила обещание, потому что снова спрашивали.

Я буду описывать свой опыт, он не универсален и не нов. А вы опишете свой, ладно?

Честно говоря, комментаторы правы - силы важнее времени. Это очень просто вычислить: если есть время, но нет сил - не будет ничего. Если есть силы, но нет времени - что-то все равно будет...

Умные люди не раз сравнивали энергию с деньгами. По поведению они очень похожи:
- и то, и то можно заработать;
- накопить;
- сэкономить.

По порядку. Что такое "заработать" в случае с энергией? Энергия зарабатывается любым занятием, которое наполняет человека. В моем случае это рисование и есть, так что у меня "замкнутый круг" в хорошем смысле. Я хорошо себя чувствую с 4-5 часами сна в сутки, черпая энергию в еженощном рисовании. Тут следует оговориться про творческий цикл (про него позже): когда "варится новое" или придумывается какая-то идея, то рисовать невозможно, и я иду спать с детьми. В эти периоды отсыпаюсь.

Сразу оговорюсь для тех, кто в предыдущем посте расстроился, что у них так не выходит с маленькими детьми: речь о периоде, когда младший ребенок старше года. До того - да, проблема. Когда дети были маленькие и у меня вообще не было своего времени днем, я спасалась "подзарядкой" ночью, но этого катастрофически не хватало потому что... Вот я знала, что мое время - это после 11-12, когда все заснут, и у них, наконец, закончится понос, недержание, жор, жажда, любовь к музыке, тяга к знаниям и и прочие вещи, сопутствующие детскому отходу ко сну. И я точно-преточно знала, что если я заставлю себя встать и хотя бы полчаса поделаю что-то свое, а лучше час или - о роскошь! - пару часов, то назавтра я встану бодрая и с хорошим чувством, хотя номинально посплю меньше. НО! Кхаааак встать? Как правило, 20 минут в полной темноте, притворившись спящей, чтоб малой, наконец, заснул... ну уже и притворяться не надо.  Конкретно в тот момент, в темноте, после полуночи, сон казался мне важнее подзарядки, а наутро я вставала в плохом настроении в долбанных шесть тридцать утра, а они уже ждали меня - им писать, пить, хлеб с маслом и сыром, чай, сок, тост, снова писать, нет, какать, а он мимо написал, мама! В ванной мокро, мама! Принеси носки и одеяло, мне холодно!!!

И вот все это можно пережить, начать день хорошо и радостно, если батарейки полные. А если вот каждый вечер засыпать, пропуская свое единственное время в сутках, потом целый день ждать его, а когда оно наступает, снова засыпать... То надо искать другие способы подзарядки, о чем речь в посте про детей (если коротко, то энергию добывать из времени с ними).

"Накопить" энергию значит "не уставать". Способ, доступный только богатым и благополучным людям, с легким нравом и без детей. Пропустим его.

"Сэкономить".
Речь о внимательности к вещам, сосущим энергию. Например, я интроверт. Меня выход в свет мгновенно опустошает. События-мероприятия опустошают. Встреча с кем-то, за исключением совсем близких, опустошает. Длительное общение в соцсетях и блогах опустошает. Пикники, праздники, включая детские, опустошают. Выезд куда-то с компанией - страшный сон. Это не значит, что я избегаю всего этого. Но я внимательна и взвешиваю каждый контакт. Знаете, как люди исчисляют деньги в чем-то важном для них? Скажем, поход в это кафе - это пара туфель, а тот ресторан - три пары... У меня примерно так же с социумом: детский день рождения - три дня восстановления (нерисования), пикник - неделя, встреча - один день, родительское собрание - два дня, итд.

Правда в том, что энергию жизни интроверт генерирует только в одиночестве, но это совсем не значит, что ему совсем не нужны люди. Очень нужны! просто надо быть внимательным и не разбрасываться ресурсом. Интровертам немного легче остальных в плане расхода энергии, потому что они в этом смысле не могут превысить свой лимит без крайней на то жизненной необходимости. У них просто срабатывает "защитный механизм". Я это называю "прятаться под лавкой".

Это забавно, расскажу:) Вот у меня случаются периоды социальной активности (по жж видно в том числе). Внутри я всегда чувствую, когда ресурс заканчивается (а это очень быстро), но часто продолжаю вести себя как нормальный человек при этом - назначаю встречи, планирую события итд. И я действительно этого хочу! я хочу видеть этих людей, но если я нарушаю свой лимит, то внутри меня просто падает железный занавес - там стена и я знаю, что этого всего не будет. Никто ни на какую встречу не пойдет. Можно долго обманывать себя и того человека, назначая точное время встречи, и отвертеться в последний момент. Потому что стена. Чем последнее момент, тем тупее отговорки и тем более неловко потом за себя. Но это еще что... Если стену игнорировать до последнего, она меня просто обволакивает полностью. Вот как в каменном холодильнике. Я просто отмораживаюсь вообще. Пропадаю, исчезаю, не прихожу, не отвечаю на звонки, письма, смс, меня нет, я в домике. И вот когда доходит до этого, то происходит самое смешное.

Я, значит, сижу под лавкой, полностью изолировав себя от мира. В этом аварийном состоянии я уже не грызу себя: уже не рассказываю себе, что так себя не ведут, что это по-детски, что это во вред мне же, что я же так хотела, что это абсурд - сама же спровоцировала, и на тебе! Неееет. Под лавкой я уже не считаю свое поведение странным. Под лавкой мне все хорошо. И я хорошая и вполне нормально себя веду. А вот они - которые обрывают телефон - они сумасшедшие люди! Они пугают меня! Что с ними такое? Они какие-то странные! Странно себя ведут! Чокнутые что ли... Когда пронаблюдала это, сильно попустило, потому что смешно же:)

Еще распространенная вещь, которая высасывает энергию, - это незаконченные проекты и давно откладываемые дела. Я не знаю, как это происходит, но факт - это натурально трубки, подсоединенные прямо к вене, капельницы с обратным эффектом - они потихоньку пьют кровь. Речь идет не только о творческих проектах или работе. Это могут быть обычные бытовые дала, которые кочуют в планах из неделю и неделю. Их надо усилием воли просто брать и делать. Или отменять. Чтобы не высасывали.

С незаконченными проектами сложнее. Я из людей, которым заканчивать трудно. Я просто помню о том, что незавершенное ослабляет, и, когда нападает длительный упадок, анализирую, что у меня брошено, выбираю жертву (поменьше) и заканчиваю усилием воли. Результат (а закончить что-то - это всегда результат, даже если он не великолепен и сильно уступает тому, что рисовалось в мечтах, пока можно было отлынивать от реальности) всегда "кормит", то есть, возвращаясь к аналогии с деньгами, это уже "заработок" энергии. (Привет, Люся, кстати:) к вопросу о незаконченном...)

Еще страшно опустошает ожидание. Это просто насос. Например, в посте про детей я недостаточно ясно выразила мысль о том, что "разделить сферы" - значит не просто отложить свое, пока ты с детьми. Следует в это время вкладываться в занятия с детьми, пребывать с ними в делах и мыслях, а не ожидать, когда же это время наконец, пройдет и можно будет заняться чем-то своииим!!! Это ужасно высасывает, и когда дойдет до "своего", сил уже не будет. Напротив, когда время с детьми проходит весело и плодотворно, то отдача как раз и дает силы. Поначалу я прямо продумывала и планировала время с ними, сейчас уже само все...

Последнее про экономию. Есть обязательные пункты сдачи крови - работа, детские капризы и болезни, трудные родственники, у каждого свое. Злиться на них - тоже терять энергию. Надо сдать кровь - значит надо сдать кровь, не страшно. И потом, себя же хрустального не убережешь от всего. Жить как-то надо... Избегать пунктов сдачи крови вообще - это невроз. Лучше просто уметь зарабатывать новую энергию.

Я, в основном, живу на заработанной, в меньшей степени - на сэкономленной энергии, а накопленной у меня почти не бывает, то есть "едва-едва на жизнь хватает":)

Итого, из моего опыта:
1. "Зарабатывать" энергию, регулярно занимаясь делами, которые наполняют, - самое важное.
2. Внимательно относиться к пунктам сдачи крови, но не избегать "обязательных трат" энергии, потому что на жадность уходит где-то столько же сил, как если бы вы их потратили там, где необходимо.
3. По возможности заканчивать незавершенное или долго откладываемое. Касается любых дел, даже самых обычных и маленьких. Очень хорошее лекарство от общего упадка сил.
4. Не делать из творчества золотого тельца (я жду, пока вся эта обязательная программа, которая "остальная жизнь", закончится, и можно будет, наконец, прильнуть к источнику упоения). Ожидание опустошает.


Есть еще вещь, которая помогает одновременно заработать, сэкономить и даже накопить энергию. Это - знание своих творческих циклов. Но это - отдельная тема и в этот пост она уже не впихивается даже ногой. И так считаю, что кто дочитал - молодец!

Сил вам!

понедельник, 12 мая 2014 г.

Интроверт в условиях нестабильности. Самоцитата из ЖЖ

Что не перегружать предыдущий пост, пишу следующий.

Забавно то, что в условиях нестабильности трудно заниматься обычными делами. Мысли все время сползают на окружающий мир: "А что там происходит?" Роешь интернет. Правда, ложь - все перемешано, что-то будет понятно только через время, что-то не станет известно никогда. Чтобы не происходило, на разворачивание события нужно время, результат будет понятен только по завершении.

Экстраверт полностью погружен в события внешнего мира, где и черпает энергию. Интроверт должен извлекать энергию из внутреннего мира - это и есть его путь. Если внутренний мир не дает энергию - это катастрофа для интроверта. Поэтому топливо для внутреннего горения интроверт должен отыскать самостоятельно.

В условиях нестабильности привычное топливо часто отказывает. Известна поговорка: "Когда говорят пушки, музы молчат!" Это верно. Но все равно нет никакого другого способа интроверту чувствовать себя нормально. Для того, чтобы делать ту ежедневную работу, которую выбираешь, нужна энергия. Она не появится сама собой. Нужно совершить работу по преобразованию той информации, которая валится из внешнего мира, в полезную. Как это сделал Виктор Франкл. Он взял то, что знал - аутогенную тренировку, наложил на тот мир, в который попал по воле обстоятеьств, и создал дополнительную  силу не только для себя, но и для других людей.

Проблема в том, что внешний мир затягивает и подавляет. Внешнему миру глубоко плевать на интересы интроверта, и в этом он прав. Потому что мир так устроен. Задача интрверта научится в этом мире жить.

Честно сказать, я не видела пока что ни одной здравой книги о том, как интроверту благополучно совместиться с внешним миром. Западный вариант "Непобедимый интроверт" Лэйни Марти хороша для тех, кто только что открыл для себя интровертированность. От второй (уже не помню название) я отплевывалась со страшной силой. Там были одни сплошные реверансы в сторону: "ах, как это нехорошо, но я постараюсь исправиться".

А я говорю, что интровертированность - это хорошо! Осталось только понять в чем именно хорошесть. Ответ не лежит на поверхности, но он существует.

13 мая. Самоцитата из ЖЖ

13 мая - прекрасный день! Бардак во внешнем мире продолжается. Подозреваю, что теперь это и будет реальный мир. Сейчас утро начинается с погружения в новости. Забавно, что я не смотрела телик с 2000 года, а теперь даже начала его периодически  включать.

Вчера необычайно развеселилась тому обстоятельству, что меня кто-то отфрендил. Честно сказать, до сих пор не могу объяснить себе, почему это меня так развеселило. Возможно, потому что на фоне отмененных поездов, закрытых банков, остановленного "Стирола", выключенного прожектора на шахте пять, который светил в наш двор с времен моего детства, а также перестрелок на окраинах города, непоняток с зарплатами и пенсиями, обстрелов соседних городов,  луж крови на асфальте в недалеких от нас городах, что там еще? Ах, да, слухи! Само собой, куда же без слухов! Ну и еще много разных мелочей, которые сопровождают гражданскую войну. И тут - отфрендили! Ухохотаться!:) Кстати, поскольку я и дальше буду делать, как получится, развлекухи будет мало или не будет вообще, и писать буду без системы, так что, если кто забыл отфрендить - вперед!

Ладно, все это и есть наше время, никуда его не денешь. Кто о чем, а я о том же.  Сегодня, более, чем когда-либо, вижу необходимость в жесткой внутренней идеологии. Внешняя идеология очень часто является предметом манипуляции и сменяется со сменой руководства.

Внутренняя идеология - интересная штука. Много раз я вспоминала работы Виктора Франкла. Первой, уже давненько, я познакомилась с книгой "Человек в поисках смысла".  Потом "Сказать жизни - "да"! Эти книги для меня оказались разделенными десятилетием. Первая - более общая, вторая рассказывает о личном опыте автора в условиях немецкого концлагеря.

Я залезла в Вики, чтобы вытащить отттуда цитату:

"Вместе с другими психиатрами и социальным работниками со всей центральной Европы он оказывал заключенным специализированную помощь. Задача службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе пребывания... Врачи пытались устранить у этих людей психический вакуум, который можно описать словами одной пожилой женщины: «Вечером я спала, а днем страдала».

"По мнению Франкла, в человеке можно увидеть не только стремление к удовольствию или волю к власти, но и стремление к смыслу. Именно от обращения к смыслу существования зависел результат психотерапии в лагере. Этот смысл для человека, находящегося в лагере в экстремальном, пограничном состоянии, должен был быть безусловным смыслом, включающим в себя не только смысл жизни, но также смысл страдания и смерти. Беспокойство большинства людей можно было выразить вопросом «Переживем ли мы лагерь?». Другой вопрос, который задавали Виктору Франклу, был таков: «Имеют ли смысл эти страдания, эта смерть?». Если отрицательный ответ на первый вопрос для большинства людей делал бессмысленными страдания и попытки пережить заключение, то отрицательный ответ на второй вопрос делал бессмысленным само выживание. Франкл верил, что объективный взгляд на испытываемые страдания помогает выжить".

Для тех, кто не знаком с Франклом или давно перечитывал его, я рекомендую его книги. Полезное чтение.

понедельник, 5 мая 2014 г.

Все-таки весна

В последнее время в Интернете столько гадости и ненависти, что надо или радикально уходить оттуда, или опять-таки уходить, но на специализированный ресурс.

В данном случае, я считаю специализированным этот блог. Я - интроверт, и мир воспринимаю, как интроверт. Поэтому я продолжу здесь писать о том, что нравится мне и интересно мне. В данные пять минут - это пара фотографий с прогулки. Встреченная на улице соседская такса и растущая за забором сирень.


пятница, 4 апреля 2014 г.

Куда приводят "утренние страницы"


взлетаем
Писательство просочилось в мою жизнь и даже стало моей основной работой. Да так, что я и не заметила, когда и как это произошло. До сих пор чувствую себя так, будто не работаю вовсе — потому что просто люблю это.
А начиналось все три года назад. Я вернулась из Индии. Из-за разницы во времени и по идеологическим соображениям стала рано вставать.
Тогда я еще не слышала ни про какой «Путь художника», зато нашла сайт 750words.com.
750 слов — это как раз три страницы. Три страницы чего угодно, всего, что приходит в голову.
Начала писать каждое утро. Мне нравился соревновательный момент, который заложен в этот ресурс — если пишешь без перерыва сколько-то дней, получаешь виртуальный приз. Мелочь, а приятно. А пропустишь день — надо начинать сначала. Так и втянулась.
Знала бы я, во что вписываюсь! Вписалась бы куда раньше.
Впоследствии несколько раз бросала практику на какое-то время — в путешествиях, или когда было много работы. Но каждый раз не могла избавиться от ощущения, что в моей жизни чего-то не хватает. И возвращалась к «утренним страницам». С ними я чувствую себя намного лучше.
Помню, первая запись была о том, насколько сильно меня раздражают люди, которые не следят за своей фигурой. Сколько негатива вылилось из меня в тот день! На все пять страниц набежало. И откуда это во мне, ума не приложу. Но факт оставался фактом — оно было. Тогда я еще не задумывалась, что это просто зеркало. Писала, как пишется.
За первые несколько недель я выписала все, что меня волновало, пугало, расстраивало, раздражало на тот момент.
После периода негатива наступил период воспоминаний. Вспоминала все мало-мальски значимые события в своей жизни. Не специально — просто они приходили сами. Это были и важные вехи, и совсем, казалось бы, незначительные. Всплывали какие-то странные детали, вроде цвета моей любимой чашки в детском саду. Я так и не разобралась, к чему. Впрочем, таково одно из правил утренних страниц — не анализировать. Просто фиксировать.


Потом настало время описывать текущие события. Все, что имело какую-то эмоциональную привязку. Позитивную или негативную. Я писала об этом.
В тот же период перешла на «ручной» способ. Теперь слова появлялись не на сайте, а в тетради. Этот метод представлялся мне более терапевтичным, и позднее я нашла этому подтверждение у психологов. Тогда же появилась автобиография. Я взяла красивый толстый блокнот в кожаной обложке и записала все-все, что только вспомнила про себя. Закончила на 27-ом году жизни. Просто пока еще не знаю, что там дальше. А зуд в конечностях остался.
И он вылился в дневники. Незаметно для самой себя я начала записывать все подряд. Все, что приходит в голову. Новая идея? Записать. Интересная цитата? Записать. Важное событие в жизни? Описать. Что-то очень хорошее произошло? Описать. Что-то сильно расстроило? Срочно описать!
Про последний пункт хочу сказать отдельно. Когда происходит что-то, сильно заряженное, будь то положительными или отрицательными эмоциями, мне обязательно надо это записать. В противном случае будет чувство незавершенности. Ощущение, что что-то лишнее «сидит» внутри меня, может преследовать несколько дней. А запишешь — и оно больше не мучает, как будто остается снаружи. Даже с позитивными переживаниями так — я чувствую, что их тоже надо прописывать и оставлять в стороне, иначе они чересчур сжигают мою энергию. И, кстати, это не значит, что я после этого хожу везде хмурой. Наоборот — излучаю спокойное счастье. Без истерики.
Незаметно фрирайтинг превратился в инструмент, который я использую каждый день, по многу раз. Если давно не писала («давно» — это значит дня два) — чувствую потребность исправить это досадное недоразумение. Открываю чистый документ — и вперед. Обычно дело кончается новым постом в блог, статьей в какое-нибудь издание, или новым проектом. Сам блог обязан своим появлением на свет этой технике. Статья, которую я сейчас пишу для журнала «Жить интересно!» — тоже.

Фрирайтинг помогает найти ответы на вопросы. Любые. От «Почему у меня плохое настроение?» до «Какой следующий шаг будет наиболее правильным для развития моего бизнеса?» или «Пойти мне направо или налево?». По той же схеме: чистый лист, вместо заголовка — вопрос, и пишем, что в голову придет. То же самое — с поиском новых идей и свежих решений. Этот опыт мне кажется немного шаманским. Ты не выдумываешь ответ из своей головы. Наоборот: отключаешь мозг. Он отключается сам по себе. А ты взамен подключаешься к некеому Источнику. Ответ приходит сам. Все что остается — фиксировать.
Фрирайтинг способен исполнять желания. Зачастую, все, что для этого нужно сделать — просто записать их. Не всегда даже успеваю приступить к выполнению плана, как все сбывается само. Или очень легко, с минимальными энергетическими затратами.
Фрирайтинг способен вызвать вдохновение. Это стало очень просто — я называю эту технику «Шторы». Если вам надо написать какой бы то ни было текст, но ничего не приходит в голову — просто начните писать. Все, что угодно, совершенно не связанное с вашей темой. Например, можно описывать шторы в вашей гостиной. Мне обычно хватает пары предложений, чтобы запустить этот механизм. Максимум — полстраницы.
Есть побочный эффект — вдохновение теперь все чаще приходит само, без специального приглашения. Как показала практика, любые идеи и свежие мысли надо сразу записать. Отложишь на потом — не дождешься. И не вспомнишь. И я записываю все-все-все. Зачастую просто добавляю новые пункты к списку дел на этот месяц.
Еще один побочный эффект: вдруг начала рисовать. Никогда не занималась ничем подобным и не обладаю специальными талантами. Но в один прекрасный день прикупила (неизвестно зачем!) цветные карандаши. Поначалу они просто валялись без дела. Потом я стала порисовывать в 15-минутных перерывах, которые я делаю каждый рабочий час. Сейчас уже таскаю с собой везде. Все время хочется рисовать.
Мой день начинается фрирайтингом, продолжается фрирайтингом и заканчивается фрирайтингом. Первое, что я делаю утром, еще не почистив зубы — пишу три страницы текста. Недавно перешла с обычных тетрадей на блокноты формата А4. Это было еще одно открытие. Настоящая золотая жила! Когда заканчиваешь с описанием всего, что случилось вчера, разных глупостей и эмоций, штор, погоды и самочувствия, вдруг начинается чистое созидание. Рождаются осмысленные тексты, новые статьи, новые идеи, новые ответы, главы из книги. Сами по себе, только успевай записывать.
В течение дня практика продолжается. Ipad с маленькой bluetooth-клавиатурой (моя прелесть!) всегда со мной. А приложение Evernote открываю чаще, чем интернет-браузер. В любую свободную минутку.
Вечер — время дневников. Стараюсь найти несколько минут, чтобы записать события дня и эмоции, вызванные событиями. Все это я тоже храню в Evernote. А перед отходом ко сну снова берусь за настоящую ручку и бумагу.
Последний блокнот мне подарили на Рождество — милый, в белой кожаной обложке, но совсем маленький. Не могла придумать, куда его применить. И так лежал он на тумбочке рядом с кроватью несколько недель. Придя домой в один из особенно счастливых дней, я привычно потянулась за ручкой... Так и получилось, что этот малыш стал блокнотом для благодарностей Миру, а у меня появился новый ритуал, который каждый вечер, вне зависимости от событий дня, делает меня еще счастливее. Привыкаю засыпать с чувством благодарности.
Чего и вам желаю.
Источник 

пятница, 21 февраля 2014 г.

Как преодолеть страх

 

Позитивное движение: навстречу страхам! Как преодолеть страх

image
 Источник
Я всего всегда боялась.


Нет, прыгнуть с парашютом или попасть в лавину — ну, боялась, но не так уж сильно. С удовольствием и легко шла навстречу этим страхам.
Чего боялась по-настоящему, так это людей и всех способов коммуникаций. Боялась задавать вопросы посреди аудитории (и поэтому большинство моих вопросов оставалось при мне), боялась ходить в места где я никого не знаю. Даже зайти в новое кафе в одиночестве превращалось в дискомфорт иной раз. На то чтобы «прижиться» в любом новом коллективе мне нужно было много времени. Народ потом говорил, что я выглядела букой и так, будто я всех ненавижу. Поэтому никто и не решался особо со мной заговаривать.
Обозначив в голове эту особенность собственного выражения лица, я решила было, что жить станет легче, но не тут-то было. Теперь стало ясно, что никто первых шагов делать сам не станет, и мне надо делать их самой — а страх при этом никуда не делся.
Мне хотелось веселых компаний, отвязных приключений, сумасшедших проектов. Но все оставалось на своих местах, потому что лишний раз пошевелиться было страшно.  Но оставаться на месте вечно было уже невмоготу, так что я и так и этак пробовала съесть эту лягушку.
 Теперь раскажу, что у меня сработало.
1. Маленькими шагами.
Когда в первый раз решаешь зайти в незнакомое кафе, это ведь не такая уж большая загадка, верно? Все равно не очень хочется, но это сопротивление легко преодолеть. Незнакомые кафе — это мой пунктик, отыщите свой, который не был бы сильно страшным, но не был бы до конца комфорен. Исследуйте. Раз зайти в другое кафе, потом пойти в новый музей, поехать в другой город, в незнакомую страну, поехать в соло-кругосветку…
2. Большими шагами!
Метод рискованный, и решиться на него сложно. Но можно — и я это делала несколько раз в своей жизни. Берешь и идешь сразу навстречу страхам со всего разбега. Не дожидаясь идеальных условий и не организовывая себе страховку.
Результаты будут посерьезнее, чем в остальных случаях, но возможен стресс.
3. Не сравнивать с другими
Вася во отлично выступает перед публкой, и легко может говорить перед аудиторий в 50 человек, а мне страшно (дальше идет простая цепочка из размышлений — вот Вася крут, а я так себе, я так не смогу никогда, смысл мне высовываться, не буду и пробовать). Еще можно с Робби Уильямсом сравнить. Или с Мадонной — они то точно стадионы собирают! Но если я потрачу столько же времени на работу над собой, над голосом, над ораторским искусством  - уверена, соберется не один стадион. Те же самые артисты говорят, что нужно 10% таланта, все остальное — просто практика. Даже если предположить что таланта у меня нет совсем, 90% от стадиона — хм, пожалуй, не так и плохо. Чем ударяться в сравнения, лучше обратить внимание на собственую практику, разрешить себе ее начать. Завтра стадион фанатов у меня вряд ли соберется, но я готова немного подождать.
4. А чего, собственно, боимся?
Стоит предметно задуматься над каждой вещью, которая пугает.
Представить худшее. Задавать себе вопрос «Ну и что?» до посинения. Я ошибусь. Ну и что? Я ничего не умею. Ну и что? Я там никого не знаю. Ну и что? Если внимательнее присмотритесь, все ошибаются. И никто не знает всех-всех-всех. И даже если «меня засмеют» — ну и что? На физическом плане ничего не меняется. Все реакции создаем мы сами. Стыд создаем мы сами. Ощущение «я неудачник» — тоже мы сами! Ессли оно нам так нужно — возможно, еще рано двигаться вперед.
Можно еще посидеть в своих рамках, там не так уж и плохо. Когда надоест, чужие оценки не будут так сильно волновать.
А если внимательнее рассмотреть любой из страхов, то скорее всего не случится ничего из вышеописанного, даже при самом худшем раскладе.
А стоит ли оно того, чтобы оставаться в привычных рамках, если вам там давно уже тесно?
На самом деле наши страхи — это целая сокровищница. Именно они указывают нам самый короткий путь к магии. Если боитесь, знайте — вам туда надо. Там для вас припрятано что-то ценное! Если не знаете, куда двигаться — двигайтесь туда, не ошибетесь.
Вообще, давайте поговорим о худших расладах.
Расскажу, как оно было у меня.
Страх:
Я там никого не знаю.
Самое худшее что может случиться: Уйду одна ни с кем не познакомившись. Точно так же, как и пришла одна. Зато посещу мероприятие/событие/место которое хотела посетить. То есть даже при самом худшем расладе остаюсь в плюсе.
Ну и что?: Никто никого не знает. Да, кто-то придет с друзьями-подружками, но это малая часть.  Остальные тоже придут в первый раз. И тоже будут бояться! Так что мы все в равных условиях.
Страх:
Моя бизнес-идея не сработает и я потеряю все вложенные деньги.
Самое худшее что может случиться: Я наберу кредитов которые не смогу отдать, вынуждена буду продать квартиру, машину и печень, и буду работать всю жизнь уборщицей пытаясь расплатиться с банками.
Ну и что?: Любая идея срабатывает, если продолжать ею заниматься на протяжении какого-то времени. Не просто сидеть и ждать, а вкладывать время и силы, ресурсы.
Для этого стоит подумать, точно ли это твое дело? Готова ли ты им заниматься даже бесплатно? Если ответ «да» — можно смело идти вперед.  В противном случае будет тяжеловато. Но тем не менее — тоже возможно. Еще один вариант — начинать постепенно, совместно с основной работой. Так безопаснее, но так и дольше, а я все-таки сторонник радикальных методов.
В конце концов, если все рухнет я в любой момент мог вернуться к тому, чем зарабатываю сейчас, а уборщицей стану разве что специально, ради собственной духовной практики.

Страх:
Мне откажут.

Самое худшее что может случиться:
Мне откажут.
 Ну и что?
Все останется так как и было раньше, кроме одного факта — я попробовала. А это огромный шаг вперед. Еще один плюч — теперь все ясно и можно больше не мкчиться в неизвестности. Кроме того, всегда есть 50% на то, что не откажут.
Страх:
Я не смогу.
Самое страшное что может случиться:
Я не смогу!
Ну и что?
Получится сделать настолько, насколько позволяет опыт. Может, и не смогу на 100% но смогу на 99! Кто узнает пока не попробуешь? Пусть это будет даже полный провал — но все равно опыт попытки значит очень много. А если попробовать во вторй раз — точно получится лучше. В третий — еще лучше. На пятый раз можно и достичь совершенства. Пять раз — не такая уж большая цена. Пятьдесят раз — тоже, если это то, что по-настоящему нужно.
Страх:
Меня засмеют/будут обсуждать/будут осуждать.
Самое страшное что может случиться:

Скандал с моим участием попадет в прессу и в Интернет, меня засмеют на весь мир и ни одна собака не захочет со мной здороваться.
На самом деле это скорее всего выльется в критику или презрительный смешок. Если это человек важный и авторитетный — можно сделать выводы и все исправить. Если нет — то почему вообще меня волнует его мнение? Достаточно ли он компетентен в данном вопросе, чтобы критиковать меня? Или пытается уйти от своих собственных страхов за счет других?
Посмотрите на свою личную статистику. Случаев, когда что-то из вышеописанного случается — и правда один на миллион.
Возможностей и чудес, которые мы упускаем из-за того, что напридумывали себе лишнего — еще один миллион. Какой миллион вам нравится больше?
И еще — не думайте, что вы такая одна/один. Все боятся. Только одни боятся и делают, а другие боятся и не делают. Выбор, опять же, за нами.

Месяц вне зоны комфорта

взлетаем
Что рассказать вам о зоне комфорта? Вы и сами все знаете. Там хорошо. Уютно. Там безопасно.
Там все понятно. Но, бывает, скучновато. Еще, бывает страшновато (когда речь идет о выходе за ее пределы). Да там даже депрессия бывает, и прочие страшные вещи.

Я уже давно для себя уяснила, что развитие возможно только за этой зоной. И много раз выходила. Но каждый раз - с боем, как говорится. Каждый раз - долго отходила и откладывала очередной выход. И так - годами! Поэтому мне все время казалось, что я двигаюсь очень медленно. А хотелось реактивного ускорения.

По факту же, ничего страшного никогда не случалось. Ну, бывали стрессовые ситуации. Но в 90% случаев все заканчивалось новыми открытиями, новыми знакомствами, новыми возможностями. И главное,  зона дискомфорта становилась комфортной очень скоро.
Однако расширять свои границы, развиваться, пробовать новое все равно оставалось сложно и каждый раз откладывалось мной на сто лет вперед. Хотя казалось бы  - зажмурился - и сделал! Я так делала сто раз. Я даже с парашютом прыгала (как раз вот так - зажмурился и в пропасть!) - и ничего, все остались живы. Но этот опыт не помогал.

Привыкнуть к этому невозможно. Всегда стресс. Но может, все-таки можно как-то облегчить процесс и ускорить развитие? Стала думать.
Не люблю ходить в новые места. Тем более одна. Тем более, где никого не знаешь. Придешь и будешь стоять как дурак у стенки. Знакомиться с новыми людьми первая тоже не умею. Новые люди со мной не знакомятся сами, у них своих дел хватает. Вот и как тут расширять круг общения? Как выходить за собственные рамки?
Подумав-подумав, я зажмурилась и таки написала себе в планах на 2014 год - "каждый день - выход из зоны комфорта". А на дворе было утро первого января.

А я приехала в новую страну - одна, совсем одна. Никого не знала. Вот тебе и простор для деятельности.
Когда бродила по городу в первый день, чувствовала себя совершенно чужой. У людей новый год (был вчера), все гуляют, развлекаются, у всех веселые компании. А я одна. Чем дальше я заходила, тем больше становилось понятно - у всех давно своя жизнь, все давно друг друга знают и меня тут никто не ждал.

Так, думаю, надо выходить за эти рамки, что же сделать? Но на ум ничего не шло. Не подойдешь же к незнакомому человеку, и не скажешь ему "Привет" просто так!

Полдня так пробродив, вернулась домой.

И у себя во дворе увидела какую-то незнакомую девушку. Ну ладно, думаю. "Привет!", - говорю. И она (вот удивление!) ответила улыбкой. И мы разговорились. И начались приключения.

Сильви оказалась шаманкой из индонезийской деревни, затерянной в глубине острова Ява. Вообще-то она француженка, а в Индонезии изучала традиционные танцы.  И параллельно искала себя. Сейчас уже нашла. Как-то раз она заболела, местные врачи были бессильны, никто не понимал, в чем дело. Тогда кто-то и отвез ее в деревню, чтобы ее вылечил тамошний шаман. Она приехала на один вечер, а осталась на полгода. Чтобы затем вернуться навсегда.

Деревня находится в месте силы. Это закрытое комьюнити - чужаков, тем более белых, туда не принимают. Им разрешено оставаться там не более суток. Само место секретное - даже жители соседних деревень не знают туда дороги. Не всегда знают о том, что она вообще существует.

А ее приняли. Там ей дали семью - мама, папа, братья и сестры. С ними она живет. Там ее  любят. А она изучает шаманское искусство и лечит людей. У Сильви есть  настоящие мама с папой. Раз в год она возвращается во Францию чтобы их навестить. "Но мой дом - в этой деревне. Я знаю, что я оттуда родом."

Просидела я с ней до ночи, слушая сказочные шаманские истории. Вот же удивительное знакомство!  Ушла спать с ощущением - "работает"!
С тех пор прошел месяц. Подобный трюк я проделала уже сотню раз. И каждый раз оказался удачным.
Еще из трюков - начала ходить в новые места даже одна. Одной теперь стало проще - так быстрее знакомишься с людьми. Еще - попробовала тысячу разных занятий, на которые раньше никак не решалась. Я люблю йогу. Стоишь себе один на коврике, копаешься в своем теле и своих мыслях, никто не мешает, никто тебя не тронет.

А тут Эмили со своими парными упражнениями. И вроде нашла партнера, можно успокоиться, так нет - для следующего трюка найдите нового партнера... Дальше - больше. Контактные танцы. Акро-йога. Тайский массаж. Капоэйра. Все эти вещи подразумевают под собой работу в паре, или даже со всеми сразу. Ты приходишь один и не знаешь, кто станет твоим партнером, хватит ли тебе вообще партнера, и что вы будете делать. Все эти вещи теперь - мои любимые.

Поначалу было тяжело, и приходлось себе напоминать о том что минимум один раз в день я должна выходить за зону... Бла-бла-бла.
Постепенно научилась делать это не через силу воли. Стала отслеживать свои ощущения. Вот мне не хочется сейчас идти в новое место потому что я так сильно занята? Устала? Или побаиваюсь все же? Или не хочется двигаться дальше? Почти в 100% случаев, когда я решалась честно ответить самой себе - это был второй вариант. И я безжалостно отправлялась туда, куда боялась.

Когда подходишь к вопросу осознанно, становится намного легче. Если разобрать по косточкам, в чем же заключается дискомфорт - понимаешь, что, по сути все страхи надуманы и бояться толком нечего. Ничего особенно страшного не может случиться. А вот что-нибудь прекрасное - может. И скорее всего, случится.

И вы, наверное, догадываетесь, что я скажу следующим пунктом.

Да, все чудеса случались там. Да, все развитие там. Да, все самые прекрасные знакомства - тоже там. И да, все новые места  и новые люди становятся зоной комфорта максимум на третий раз. А часто раньше.

Так что я потихоньку привыкаю выходить за рамки, и мое путешествие становится увлекательнее день ото дня. И скоро буду из маленьких шагов выходить на семимильные.

PS Теперь в городе чувствую себя своей. И жизнь, кажется, никогда не была так наполнена и прекрасна.

понедельник, 17 февраля 2014 г.

Чтение эмоций

Оригинал взят у gutta_honey в Чтение эмоций
Первый раз фразу «Ад—это другие»  я услышала, когда мне было лет 12-13. Почему-то мне тогда показалось, что речь идет о физических проявлениях окружающих: шумят, снуют, толкают  и т.п. Потом пришло понимание, что автор смотрел глубже в корень проблемы отношений людей. Все-таки под  «другими» подразумевались  окружающие со своим мнением, стилем жизни, взглядами на жизнь и другим содержанием психики, отличным от нас.

Но чем дальше, тем больше  жизнь показывала, что этот ад может быть довольно разнообразным для отдельно взятого человека. Например, положение окружающих, их собственность, возможности и опыт. У  части людей это есть, а у части этого нет. А часто никогда и не будет.  Конечно,  очень много людей переносят этот факт вполне спокойно, но немало и тех, для кого это камень преткновения в ощущении полноты и смысла собственной жизни.

 Но и это еще не все! «Другие» еще обладают массой вожделенных чувств и состояний, которых человек лишен по каким-то причинам. Они счастливы, довольны, рады, любят работу, наслаждаются природой и т.п. Это правда, таких немало. Но из уст жалующихся обычно исходят слова: «Все счастливы. Все испытывают удовольствие. Все любят свою работу. Кроме меня». И если их спросишь, как они об этом узнали, вам ответят: «Это же ясно. Что я не вижу что ли?»

 Есть схожий и смежный процесс у людей, который называется  «чтением мыслей». http://gutta-honey.livejournal.com/317928.html Это является когнитивным искажением.  В этом случае человек обосновывает свои чувства или решения тем, что он якобы знает, что о нем думают другие. «Я знаю, что он смотрит на меня и думает, что я идиот. Каков подлец! А по этой причине я ему кнопку на стул положу. Тогда посмотрим, кто будет смеяться последним». Искажение в этом случае в том, что люди не способны  читать мысли. Они их приписывают другим людям,  согласно своей карте мира.

Но эмоции и чувства действительно можно читать в определенной степени. Это и есть та самая эмпатия. Процесс  чтения эмоций осуществляется системой «зеркальных нейронов». Эта система направлена на то, чтобы считывать поведение  другого человека и его выражение лица, соотносить  их с собственным опытом. Мы знаем, что если мы себя так или иначе ведем и у нас такое выражение лица, значит, мы чувствуем  те или иные эмоции. А потом мы решаем, что и человек, с которым мы общаемся, испытывает те же самые эмоции, которые  бывают у нас.

Система «зеркальных нейронов» начинает развиваться с раннего детства, но динамика не так чтобы идет очень резво. У малыша не такой богатый и утонченный опыт отношений с окружающими, чтобы создать  какую-то базу данных сходу. Но уже в 5 месяцев он явно начинает больше оживляться в том случае, если не него смотрят другие люди. Он чувствует, что им заинтересованы  так, как он заинтересован во внешнем мире и окружающих. В 3 года  дети абсолютно точно могут определить   простые эмоции окружающих по мимике и сказать, кто радуется, кто грустит. В 4 года детям становится гораздо  более понятно, что люди имеют некий внутренний мир и   они определяют более сложные эмоциональное состояния. Дети этого возраста  понимают, что грустное лицо может быть от того, что человек обижен или расстроен, или у него что-то болит.  В 5 лет дети понимают, что  люди думают по-разному и по-разному относятся к тем же самым вещам или явлениям.

Откуда все это берется? Конечно, от родителей и других окружающих. Дети наблюдают взаимодействие, связанные с ним эмоции и реакции, сверяют свои ощущения с  поведением взрослых.

 Подавляющее большинство людей считает себя  почти экспертами в области чтения эмоций других.  Но насколько это у них действительно получается? Было установлено, что  незнакомцы опознают правильно эмоции других только в 20% случаев. Близкие и друзья понимают друг друга эмоционально в более чем, 35% случаев. Но никто не  был точен в определении  эмоций более, чем на 60%. У нас у каждого очень много индивидуальных черт, которые возможно отсутсвуют у других.

Да, ошибок в плане чтения эмоций очень много. Почему это происходит?
  1. Структура человеческой жизни  и отношений очень быстро изменилась  за время развития  цивилизации. Мозг со своими «зеркальными нейронами» оказался не так прыток. Мы можем уловить общие тенденции эмоций, но делаем большие ошибки в  оценке  их смысла.
  2. Опыт каждого отдельного человека  может очень сильно отличаться от других людей. У кого-то  было счастливое и безоблачное детство и любящие родители, а у кого-то все с точностью наоборот.  Различна и культура, социально экономический класс и многое другое.
  3. Люди творческие существа и сразу к прочтенной эмоции могут приделать целый хвост интерпретаций, которые могут полностью изменить первоначальный смысл.
  4. Эмпатия  не однократное действие, а  целая серия повторных чтений эмоций во время  общения.  Однако в силу повышенной креативности  эти интеракции могут уйти в зону  фантазий, и уже там человек будет сверять эмоции своего воображаемого оппонента, делать на этом основании выводы.
Но несмотря ни на что, мы продолжаем прикладывать свою эмоциональную линейку к другим людям и судим об их эмоциях.
 Развить эмпатию, а значит, способность определять эмоции других, вполне возможно. Но это идет через  развитие своего эмоционального интеллекта http://gutta-honey.livejournal.com/288927.html . Когда люди точнее разбираются в своих эмоциях и меньше пускаются в интерпретации и  философствование в отношении реакций своих и чужих, все получается гораздо лучше. Женщины лучше распознают эмоции. Чем мужчины. Но это не врожденное качество, а  приобретенное.  Даму с детства больше тренируются. Сложно сказать достоверно, зачем они это делают, но немаловажный  фактор тут социальные требования. Женщина должна быть мягкой и понимающей.

В развитии и поддержании эмпатии большую роль играет  мотивация. Если человек не хочет эмпатировать, он не будет это делать. Интересно, что молодожены в первый год  семейной жизни очень  чувствительны к эмоциям друг друга и охотно поддерживают  эту тенденцию. Через год, когда радость от совместного проживания начинает спадать, между ними становится все меньше эмпатических связей. Вроде бы тут уже и нет особого смысла стараться, и так вместе живем. Нередко эмпатия уходит в область «слепого пятна брака» http://gutta-honey.livejournal.com/315279.html , когда эмоции партнера додумываются. Но и даже тогда жена продолжает быстро и точно улавливать негативные эмоции супруга.

 Да и в делах связанных с сексом и любовью люди делают громадные ошибки в отношении чтения мыслей. Так один из экспериментов показал, что мужчины в 80%  случаев оценили поведение женщин, как  сексуальную заинтересованность, когда дама просто  ведет себя  мило и дружелюбно.
 Люди, которые находятся в нестойком психологическом состоянии, тревоге, депрессии и т.п. делают очень серьезные ошибки в чтении эмоций других. В основном идет перекос в ту сторону, в которой разложена карта мира читающего. Если человек считает себя изгоем, то и окружающих он будет «читать», как отвергающих. И чем дальше люди уходят в болезнь и чем выраженнее у них симптомы, тем больше неточностей в их оценке.

 Так что, перед тем как сказать, что  «все счастливы / все уверены в себе, а я нет», прикиньте, сколько шансов у Вас точно прочитать, каков субъективный уровень уверенности и счастья у окружающих? Да, можно законно заметить, что читать эмоции я не умею, но не факт, что остальные не счастливы. Обратитесь к статистике. Россия находится  на 167  месте по индексу счастья в  мире http://netler.ru/articles/map-happiness.htm Факт весьма печальный, но вполне  хорошее основание не считать, что вы совершенно уникально несчастливее всех.

PS: цифры и эксперименты тут http://www.psychologytoday.com/basics/mind-reading

Улов

Давно не охотилась на статьи, обходилась собственным опытом. Но сегодня обнаружила сразу несколько штук вполне полезных и поставила.

Социофобия

Оригинал взят у gutta_honey в Социофобия
Социофобию ( социальную тревогу),  по какой-то причине, люди считают еще менее серьезным состоянием, чем депрессию.Если от депрессии все друг другу советуют волшебный пинок, то для человека с социальной тревогой, даже, вроде бы, и пинка слишком много.  И если ты уж не можешь позвонить по телефону или же подойти и спросить что-то… ты даже не слабак… и даже не лентяй. Один человек мне сказал, что такие люди просто «выпендривающиеся нытики».  Многие дети могут все это делать без всяких затруднений. И зачем вот так привлекать к себе внимание? Надо позвонить, звони и не заламывай руки. Не звонишь? Значит тебе и не надо.

Обыватель расценивает это расстройство как мелкую и постыдную слабость, которую можно преодолеть одним щелчком пальцев.  Ведь, что может быть проще, чем передать деньги за проезд, заплатить за квартиру, сходить к соседям и сказать, что они заливают твой новый ремонт? Вот, просто иди и скажи! И это же просто стыдно не уметь сделать таких простых шагов в жизни.

Показательно, что не только посторонние люди не понимают человека с социальной тревогой. Он сам себя не понимает и испытывает чувство стыда за свой ужасный порок и неспособность вливаться в общество. Такие люди считают себя  уродами в разных проявлениях. Кто-то считает, что страшен лицом, кто душой, а кто… всем чем угодно, что отбрасывает его от общества навечно.

Да, вот так драматично. То, что для части населения кажется  бытовым действием, для человека с социофобией ежедневный подвиг. Учитывая, что мало кто понимает,  из-за чего так происходит, расскажу о социофобии поподробней.

Пока еще непонятно, отчего социофобия возникает. Есть мнение, которое не подтверждено, пока, исследованиями, что существует генетическая предрасположенность к ней. В семьях, где  кто-то из родителей страдает данным расстройством, риск  развития его у детей выше. Отдельного гена социофобии не нашли. Но уже доказано, что люди предрасположенные к тревожным расстройствам, все-таки имеют некоторые общие генетические черты.  Но, все-таки, в настоящее время считается, что социфобия формируется на основании полученного негативного опыта в течение жизни. Что касательно  тревожных генов, то они могут быть  просто основой для развития социальной тревоги. Родители же могут давать ребенку   пример избегающего  поведения в обществе, который просто закрепляется с течением времени.

Стиль воспитания в некоторых семьях очень способствует развитию социофобии. Это постоянное пристыживание ребенка перед лицом окружающих или очень частые сравнения с абстрактными «другими детьми». Считается, что на ребенка это должно оказать очень стимулирующее в отношении адаптации в обществе деятельности. Даже вроде бы доброжелательное: « Что же ты у нас такой мальчик без друзей? У всех есть друзья, а у тебя нет», может быть основой того, что ребенок начнет формировать у себя чувство собственной неполноценности  по отношению к другим.  Интровертированному ребенку, которому не нужно много товарищей по песочнице, могут вполне внушить, что  он ненормальный.

Школа, особенно начальная и старшие классы, очень нередко становятся пусковым механизмом в развитии социофобии. В начальных классах «вредным фактором» является учитель ( «встань и покажи всем своим одноклассникам дневник с двойкой, пусть тебе будет стыдно»), а в старших—сверстники.  При этом социофобия формируется не из-за воображения и когнитивных нарушений, а из-за опыта социального исключения.
Как быстро формируется социофобия? Для маленького ребенка это может быть единичный случай. Для молодого взрослого 2 месяца опыта социального исключения.

Мозг «социофобика»  реагирует на  людей, с которыми необходимо общаться по-другому. У них наблюдается  усиление кровотока в лобной коре(обрабатывает информацию извне) и миндалине (обуславливает страх и тревогу). Кроме того, на опыт отвержения и на случаи неудачного общения люди с социальной тревогой реагируют активацией системы боли. Т.е. в тот момент, когда общество отталкивает кого-то с данным расстройством, он чувствует настоящую боль.

Все это выражается в определенном типе поведения и восприятии реальности.

Так было установлено, что люди, страдающие социофобией, избирательно внимательны к негативным  социальным знакам и знакам отвержения со стороны окружающих. Сигналы принятия ими игнорируются, а нейтральное поведение окружающих расценивается, как игнорирование или даже скрытая агрессия.

Людям с социальной тревогой не все равно, как к ним относятся. Они страдают от своей изоляции. По этой причине время от времени они  набираются смелости и бросают себя в  толпу окружающих, как на амбразуру. В этот  момент  «социофобики», чтобы  преодолеть страх,  в первую очередь отрубают у себя всякую чувствительность к социальным сигналам. И, как правило, влетают с разбегу слишком далеко в чужие границы и получают отпор от окружающих. Иногда ответная реакция общества бывает очень выраженно негативной, потому что они расценивают действия человека с социальной тревогой, как агрессию.

Что в итоге получается? Колоссальное напряжение для преодоления страха отвержения и грубое отпиннывание общества, фактически –наказание  за попытку. Когда «социофобик» решится на новый марш-бросок?  Вероятно, не скоро.

Учитывая высокую степень стресса и боли, в результате подобного опыта люди довольно быстро разрабатывают когнитивные (поведенческие) стратегии. Они направлены на создание стиля поведения, направленного на избегание общества. Например, степень эмпатии к окружающим у них снижается. Эмпатия без обратной связи приносит боль, и поэтому лучше уж ее снизить до минимума. Люди перестают чувствовать, что окружающие им интересны, им начинает казаться, что те несут всякий бред и обсуждают тупые темы.

Нужно оговориться, что окружающие  нередко этим и занимаются. Людям не обязательно постоянно обмениваться важной информацией. Существует множество социальных «игр», когда люди просто демонстрируют те самые эмпатические связи и психологически поглаживают друг друга. Можно обсуждать цены на куриные ноги или интересоваться рецептом салата только для того, чтобы сказать «мы имеем одинаковые проблемы и интересы» или « ты мне важен, я ценю твой опыт, мне интересна твоя жизнь». Сплетни, кстати, тоже  социальная игра, но более вредная по последствиям, чем обсуждение куриных ног.

Вот это все становится неинтересным человеку с социофобией. Он начинает исключать себя из социальных игр, и со стороны, они ему будут казаться бесцельными.  В норме и другие люди далеко не всегда играют во все, что им предлагает общество или соблюдают игровые ритуалы. И они могут чувствовать, что находятся  в неподходящем обществе. Но эти ситуации не вызывают у них душевной боли и чувства инаковости или отверженности.

 Другое когнитивное нарушение – генерализация и глобализация своего опыта. На самом деле, опыт общения у человека с социальной тревогой небольшой. Рывки в гущу социума у них, по вышеописанным причинам, бывают нечастые. Но по этим негативным событиям они делают четкое  решение в отношении общества и себя. «Я всегда буду один», «меня никто не полюбит», « я никому не интересен». Ну, а следовательно, зачем соваться в общество? Они все «люди как люди, а я моток колючей проволоки» (с).  «Мне там нечего делать».

«Социофобики»  часто и много «читают» мысли других людей. Так они уверены, что окружающие считают его жалкими и ущербными.  Кроме того, «знают» о том, что «у всех нормальных людей совсем не так»  в жизни. Что они всеми любимы, полны жизни и счастливы. Что делает самих людей с социальной тревогой в собственных глазах еще более инаковыми в плохую сторону и несчастными.

Примечательно, что у людей с социальной тревогой чаще и быстрее формируются те или иные зависимости, которые снижают уровень этого переживания. Это разные виды расстройств пищевого поведения, алкоголь, киберзависимости и игромания. Последние два встречаются  особенно часто, потому что компьютер дает суррогат безопасного общения.

 Кроме того, люди с социофобией часто имеют более низкий уровень контроля, особенно, когда при помощи каких-то действий или предметов  можно стать ближе к обществу.  Они могут покупать, к примеру, что-то безумно дорогое и яркое, чтобы на них обратили внимания и сказали, что они приняты.
Люди с социальной тревогой хоть раз появляются в своей жизни на консультации. Есть определенная когорта, которая посещает специалистов много и часто. Но они  так же очень часто и быстро с консультаций уходят.  Так как пойти за помощью для них тоже серьезный поступок, то они хотят быстрой панацеи, которая решит все проблемы в два присеста. И чтобы больше никуда не ходить.  Проблема социофорбии требует длительной и кропотливой переработки и от клиента требуется большая настойчивость и готовность терпеть определенное количество негативных переживаний. К большей боли, что у них уже есть, люди не только не готовы, но и активно ее избегают. Как только консультант начинает «забрасывать удочки» в сторону разработки тактики общения с людьми (ибо без этого никак), клиент очень быстро находит причины чтобы консультации прекратить.  Так что, те, кто собираются на психотерапию по поводу данного расстройства, должны понимать, что встретятся с собственным серьезным сопротивлением.

Что же касательно всех остальных. Если возле вас человек с социальной тревогой, то стоит учитывать, что ваши повседневные действия в отношении него могут приносить ему серьезные негативные переживания.

Социофобия vs Избегающее Расстройство Личности

Оригинал взят у gutta_honey в Социофобия vs Избегающее Расстройство Личности
После статьи про социофобию половина  ЖЖ ее диагностировала у себя  и у других и стала «что-то с этим делать». Что именно, каждый решал сам в меру своей испорченности. Несколько человек предлагали  приблизительно следующий метод массового лечения социофобии у населения: выгнать всех страдающих на площадь и закидывать тухлыми яйцами пока их не отпустит. Жизнь-то, она, такая штука, приятного в ней по определению мало…человек ко всему может привыкнуть. Вот и яйцам привыкнет к тухлым, а там и люди покажутся не такими уж и страшными. Даже утверждали, что помогает, хвалились личным опытом.

Да, действительно есть методика лечения  фобий путем десенсибилизации. Т.е. человека постепенно  приучают к устрашающей ситуации или  объекту страха. Ведь у многих фобия иррациональна,  т.е. если человек убедится в том, что пауки не откусывают голову, то интенсивность страха будет постепенно снижаться. Но история с тухлыми яйцами немного не из той оперы, даже больше скажу, не тот жанр. Кто хочет разделить этот свой незабываемый опыт, я уверена, что, наверняка, где-то, если не в глубинах ЖЖ, то где-то еще, существует сообщество любителей этого дела. Если нет, то ребята, можете стать основателями такого сообщества и там делиться впечатлениями.

С любой помощью в плане трудности общения  могут возникнуть трудности. Даже если оставить тухлые яйца в стороне обсуждения, как средство народной медицины,  официальные способы вмешательства не всегда эффективны. Дело в том, что избегание общества не обязательно социофобия или социальная тревожность, хотя внешне они могут быть похожи. Существует еще и избегающее (тревожное) расстройство личности.
Обычно данное расстройство начинается в подростковом возрасте или в возрасте 20-25 лет. Часто у таких людей имеется «детский багаж» в виде пренебрежения и игнорирование их родителями, а так же сложные отношения со сверстниками, где ребенок был жертвой.  Социофобия может начаться когда угодно, и в детстве, и в юности, и в старости. Связана она с психотравмирующей ситуацией.

У человека с социофобией самооценка низкая, но далеко не на нуле. Хоть он чувствует себя хуже других, но в глубине души уверен, что на самом деле он очень даже ничего, просто не может, не умеет до людей это донести в правильной форме. Он, если убедится, что люди к нему не агрессивны и готовы потратить 5 минут на то, чтобы выслушать его точку зрения, вполне себе может  находить не только собеседников, но и друзей.  Он может быть прекрасно адаптирован в каких-то группах, где его принимают и ценят. Например, в клубе  любителей  чего-нибудь. Там  люди говорят об известных ему вещах и социальная обстановка вполне предсказуема.  В этом случае самооценка его поднимается, и он не только может свободно разговаривать с людьми, но и даже отчаянно с ними спорить.

У человека с избегающим расстройством личности самооценка очень стабильно низкая. Он считает себя по умолчанию хуже других и, а  всех других  нехорошими редисками, которые всегда имеют намерения его обидеть. Даже если явно люди этого не хотят, то когда его увидят, то обязательно сделают ему плохо. Он сам их провоцирует своей ничтожностью и неадекватностью.

Человек с социофобией  боится не столько людей самих по себе, сколько  ситуаций, в которые он может попасть благодаря людям. Да, к людям он может быть подозрительным, недоверчивым, избегать их и не любить, но все-таки из-за того, что не сможет совладать с социальной ситуацией. Например, не сможет ответить, потеряет над собой контроль, покраснеет, забудет правильное слово или не выговорит термин, скажет глупость,  его шутки не поймут и т.п. Но в итоге все-таки сводится к тому, что вот ситуация, все стоят, смотрят на меня и думают: «Какой идиот! Не будем с ним дружить!»

Человек с избегающим расстройством личности  боится людей и отношений.  Его не столько пугает то, что он что-то как-то не так скажет, а что сделают люди. Люди с его точки зрения непредсказуемы в своем плохом отношении к нему. Вот скажешь им что-то, а они как-то изощренно обидят. Осталось разгадать как. Это не паранойя сама по себе. Это постоянное  тревожное ожидание плохого от людей. Им крайне сложно завести товарищей. Есть люди, которых они не так сильно пугаются и временно доверяют, если те регулярно и долго демонстрируют им свое дружелюбие. Но демонстрировать дружелюбие надо тоже умеючи. Если переборщить, это может избегающую личность напугать.

Оба варианта расстройств характеризуются высокой чувствительностью к социальной ситуации. Но люди с социофобией часто стараются с неблагоприятным для себя  условиям приспособиться, бороться с ними и их преодолевать. Избегающие личности просто «избегают».
По этой причине, у социофоба,  хоть  карьера не идет слишком блестяще, но все-таки двигается. Ему надо набраться духа для каждого следующего рывка. А у избегающей личности карьера никак не идет. Он выбирает себе специальность и работу прицельно так, чтобы не было вкруг людей. И если, вдруг, ему предлагают должность, где  ему придется общаться с кем-то еще, то он  категорически отказывается ее принять.

И те, и другие страдают от своего одиночества или социальной изоляции, но социофобы  более активны в отношении решения проблемы. Избегающие личности уверены, что как не крутись, они все равно слишком другие, чтобы кто-то их понял и принял, а значит и нечего  стараться.
Социофобы чаще считают, что главные виновники такого положения они сами. По этой причине много и сильно себя пилят за свои слабости и отсутствие воли. На этом процессе очень сосредоточены и регулярно наковыривают в себе дополнительные минусы и погрешности.

 Избегающие личности скорее не пилят себя, а занимаются самоунижением и разжевыванием своей никчемности и неадекватности. Но не только они такие плохие.  Мир тоже отвратителен и наполнен всеми этими злобными людишками. В связи с этим,  их внимание сконцентрировано не только на своих проколах и несоответствии миру, но и на подборе информации, подтверждающей, что люди опасные существа. В  поисках доказательств опасности людей  ими часто используются « циркулярные доводы», при которых цепочка рассуждений замыкается  сама на себе. «Люди злы и коварны по своей природе—они всегда ищут, как причинить другим боль – если у них выдается случай, кого-то пнуть или оскорбить, они обязательно это делают—ибо злы и коварны по всей природе…»

И социофобы, и избегающие личности часто прибегают к пассивной агрессии в отношении других. Но у социофобов она более развернутая и изощренная. Они часто забывают, прокрастинируют, выводя этим  тех, кто от них зависит, опаздывают, заваливают дедлайны и т.п. Эта агрессия не только направлена на других, но и на себя ( самосаботаж). Избегающие личности просто убегают.

 Есть 2 фактора, которые кардинально отличают  избегающие личности от  социофобов.
  1. Избегающие личности очень часто живут с нарциссами. Обращение нарциссов к ним является самосбывающимся предсказанием о собственной ничтожности и злокозненности окружающих. Нарцисс просто не в силах отказаться от такой пищи, ибо тут просто никто не сравнится в подчеркивании его величия. При этом, можно творить, буквально, что угодно, и тебе ничегошеньки за это не будет. Никаких претензий, и даже недовольства он не услышит.
  2. Избегающие личности склонны к очень цветастым и раскидистым фантазиям на предмет того, что все его приняли, он успешен, любим и обожаем.  К примеру,  он рок-звезда, политик, звезда подиума, путешественник, космонавт, олигарх и т.п. Мужчины  подражают его неотразимости, женщины падают в обморок  от его ослепительной улыбки.При этом они совершенно ничегошеньки для реализации своих фантазий не делают.
Так вот,  для избегающей личности десенсибилизация обществом очень плохо работает. Всё-всё   сойдется к тому, что он найдет в любом десенсибилизирующем человеке  подлость и злые намерения и удалится в изоляцию. Даже тухлые яйца просто великолепное подтверждение его картины мира.

Верь в себя

Оригинал взят у gutta_honey в Верь в себя
Среди обычных советов, чтобы что-то с собой сделать с помощью собственной головы, кроме «возьми себя в руки» и «плюнь на дураков», есть еще один: «Верь в себя». 
 
Можно найти множество разных статей в научных журналах, которые подтвердят, те, кто верят в себя, всего добиваются и все у них лучше. А вот кто в себя не верят… у тех все похуже.
Стало быть, чтобы улучшить свою жизнь, надо поверить в себя.
Если присмотреться к затертой фразе, то на самом деле звучит она несколько странно. Что значит верить в себя? Как в инопланетян? То ли я есть, то ли меня нет. Наукой не доказано. Есть ли достоверные факты существования? Да, как сказать… с какой стороны посмотреть.
В том же понимании, которое мы обычно вкладываем в эту фразу, она подразумевает в веру в то, что ты можешь что-то сделать. Кажется, что тут все просто: верь, что сможешь, и тогда сможешь. Но есть нюансы. Нужно не просто «можешь СДЕЛАТЬ», на уровне «плюнуть на дураков», а «можешь сделать ТЫ». Вот вокруг самой личности и крутятся проблемы с верой в себя.
Люди все в себя верят. Но они верят в то существо, которое считают собой. Вот прямо, что мы о себе думаем, в то и верим. Попытки как-то извне прикинуться или притвориться кем-то еще, быстро терпят фиаско. Если кто-то верит, что он «паршивый пес», то «белый щеночег» у него выглядит неубедительно и недолго. Если вы считаете, что вы никому ненужный неудачник, и надуваете щеки, рассматривая себя в зеркале, отражение кричит вам: «Не верю». А внутренний голос с укоризной добавляет: «Ну, кого ты обманываешь?»
Что определяет возможность поверить в себя:
  1. Я-концепция.Что мы знаем о себе? Какой набор информации о собственной персоне мы с собой носим? Очень многие люди носят с собой чемодан без ручки, набитый «я недостаточно… (что-нибудь)» и другими негативными и нелестными отзывами в свой адрес. Если нет другого багажа собой, можно даже украсть чужой багаж, то это ничего не изменит. Чемодан не твой, и ты это знаешь. Да и не всегда расстаться со своим чемоданчиком гадостей о себе легко. Они ж свои, приятные и родные. Ну и что, что ты мальчиш-плохиш. Зато у тебя бочка варенья и банка печенья (или наоборот). Хочешь побывать мальчишом-кибальчишом? Ты только поверь в себя! А там тебе потом «летят самолеты, пароходы – привет мальчишу!..» Вся вот эта техника стройными рядами вдоль синей реки, у которой зеленый холм твоей могилы с воткнутым в нее красным флагом. Может сначала и хочется помахать шашкой за правду, но так, чтобы не дошло до салютов со стороны военной техники. Т.е. немного поверил в себя и достаточно, вернулся к варенью.
  2. Осведомленность о себе, как о личности. Кто тот самый человек, в которого надо верить. Есть масса людей, которые совершенно не знают о себе ничего. Живут в своем теле, но иногда не в курсе того, что им нравится и что им не нравиться, что они могут, а чего не смогут и т.п. Верить в себя можно, но вот кто этот я?
  3. Связь черт, в которые хочешь поверить, с характеристиками собственной личности. Поддерживать образ того, кем человек не является, очень трудно, если ему не за что зацепиться. Даже актеры, для того, чтобы стать кем-то, вживаются в роль, настраивают свою психику принять что-то другое и работать в этом режиме. Но и даже тогда, когда актер «вжился» он не забывает, что он таки не «царь-горох», а актер Вася Пупкин. Вася Пупкин перестает быть «царем горохом» за пределами сцены не только потому, что он против царизма и мирового империализма, но и потому, что в это «клиника». Работа работой, роль ролью, но крышу поправлять рукой время от времени тоже надо.
  4. Социальные установки и правила. Вася Пупкин со всем прилежащим социумом считает, что если ты продолжаешь оставаться «царем-горохом» в маршрутке и овощном магазине, то это ненормально. И если по многим пунктам в отношении, что такое нормально, а что такое ненормально, большинство людей сходятся во мнениях, то существует много и других нюансов. Нормально ли строить карьеру? Нормально ли что-то продавать? Достойно ли идти в армию? Кто встречается и вступает в отношения с красивыми девушками? И т.п. Если внутреннее убеждение или ценности человека имеют точный ответ на эти вопросы, то очень сложно убедить себя играть против них, ибо внутренний голос скажет, что это ненормально, так нельзя. Допустим, есть убеждение, что ты девушкам не нравишься, ибо не вышел ничем выдающимся. Но можно «верить» в то, что запросто подойдешь к красивой девушке и познакомишься. Даже можно отправиться в сторону понравившейся дамы, но тот же внутренний голос остановит: «Так нельзя! Это ненормально таким уродам, как ты, знакомиться с девушками». В этом случае «вера в себя» бывает побеждена внутренним убеждением. Вернее, это не «вера в себя», а вера в какое-то иное существо, которое с тобой совсем не похожи. С девушкой познакомиться молодому человеку можно, но ТЫ с ней не можешь познакомиться потому, что ты урод.
  5. Доверие собственному восприятию. Кроме глубинных убеждений, большое влияние имеет способность верить в себя, как существо, которое получает всякие сигналы из окружающей среды и может самостоятельно их интерпретировать. В том числе определенно сказать, хорошо ли я сделал или плохо, нужно ли мне это или нет. Человеку очень трудно верить в себя, если он не знает, что он хочет, что любит, а что ему не нравится. Иначе, личность не может не только в себя поверить, но и даже осознать саму себя.
  6. Наличие и организация опыта. Чтобы человек верил в свою эффективность, и продолжал в себя верить, у него должен быть в багаже набор фактов о том, что личность его нормально и продуктивно функционирует. При этом фактов положительных должно быть больше, чем фактов отрицательных. Во многом как оценивается тот и другой факт жизни зависит от того, как личность организует информацию, на какое место что ставит. Нередко люди активно выталкивают вперед случаи своих провалов и неудач, а позитивный опыт затирают. Если это так, человек начинает верить в себя, как в личность, у которой ничего не получится.
Другими словами, вера в себя начинается с вопроса «кто я». На него сначала и нужно ответить.
Но и дальше многое не так просто. По какой причине часто люди начинают что-то делать с собой, как-то себя изменять, и все идет прахом? Нередко в качестве себя, в которого надо верить, люди выставляют образ «я-идеального». Этот образ есть у всех, и он задает определенное направление развитию личности. Но есть большая разница в том:
- насколько круто изменяющийся начнет в себя идеального верить и есть ли у него ресурсы, чтобы вера подтверждалась опытом. Можно начать с места и в карьер, без обдумывания деталей. Раз, распростер руки, и костюм Железного человека на тебе сам собрался. Пора взлетать, а топливо не подвезли.
- каков будет разрыв между я-настоящим и я- идеальным-в-которого-мы-верим. Часто я-настоящее, окинув перспективы и размах я-идеального забивается в приступе агорафобии под ближайшей лавочкой.
- я-идеальное это «сферический конь в вакууме». Наши идеализированные фантазии о самом себе на основании тех данных и информации, которые мы сами о себе имеем. Оно необязательно воплотиться в будущем, потому что каждый день мы получаем новую информацию о себе и мире, и модель поправляем. По этой причине расстраиваться о несовпадении своего я с я-идеальным бессмысленно. И нужно себе отдавать отчет в том, что этот идеал еще не я, а только один из вариантов моего состояния в далеком будущем.
- основа построения веры--«я- настоящее» в процессе развития. То, что я сейчас, с моими данными и способностями могут сделать в направлении я-идеального.   Как могу поступить в эту минуту, чтобы приблизиться к улучшенному варианту себя.
Так что и поверить в себя не так уж и просто. Но некоторые описанные моменты, я думаю, могут дать определенное направление в работе.