понедельник, 26 мая 2014 г.

Где брать силы на творчество?

Не могла не утянуть этот пост. Сейчас у меня просто жуткое время, наслаивающее проблемы из внешнего мира на мои собственные. А здесь есть несколько очень полезных рекомендаций, которыми и попытаюсь воспользоваться!:)

Оригинал взят у lattona в Где брать силы на творчество?
Когда-то давно я написала пост "про время на творчество". Там было много комментариев на тему "ну хорошо, хорошо, время есть. Но сил нет!" Я тогда пообещала написать про это, и вот недавно, после поста про детей, вспомнила обещание, потому что снова спрашивали.

Я буду описывать свой опыт, он не универсален и не нов. А вы опишете свой, ладно?

Честно говоря, комментаторы правы - силы важнее времени. Это очень просто вычислить: если есть время, но нет сил - не будет ничего. Если есть силы, но нет времени - что-то все равно будет...

Умные люди не раз сравнивали энергию с деньгами. По поведению они очень похожи:
- и то, и то можно заработать;
- накопить;
- сэкономить.

По порядку. Что такое "заработать" в случае с энергией? Энергия зарабатывается любым занятием, которое наполняет человека. В моем случае это рисование и есть, так что у меня "замкнутый круг" в хорошем смысле. Я хорошо себя чувствую с 4-5 часами сна в сутки, черпая энергию в еженощном рисовании. Тут следует оговориться про творческий цикл (про него позже): когда "варится новое" или придумывается какая-то идея, то рисовать невозможно, и я иду спать с детьми. В эти периоды отсыпаюсь.

Сразу оговорюсь для тех, кто в предыдущем посте расстроился, что у них так не выходит с маленькими детьми: речь о периоде, когда младший ребенок старше года. До того - да, проблема. Когда дети были маленькие и у меня вообще не было своего времени днем, я спасалась "подзарядкой" ночью, но этого катастрофически не хватало потому что... Вот я знала, что мое время - это после 11-12, когда все заснут, и у них, наконец, закончится понос, недержание, жор, жажда, любовь к музыке, тяга к знаниям и и прочие вещи, сопутствующие детскому отходу ко сну. И я точно-преточно знала, что если я заставлю себя встать и хотя бы полчаса поделаю что-то свое, а лучше час или - о роскошь! - пару часов, то назавтра я встану бодрая и с хорошим чувством, хотя номинально посплю меньше. НО! Кхаааак встать? Как правило, 20 минут в полной темноте, притворившись спящей, чтоб малой, наконец, заснул... ну уже и притворяться не надо.  Конкретно в тот момент, в темноте, после полуночи, сон казался мне важнее подзарядки, а наутро я вставала в плохом настроении в долбанных шесть тридцать утра, а они уже ждали меня - им писать, пить, хлеб с маслом и сыром, чай, сок, тост, снова писать, нет, какать, а он мимо написал, мама! В ванной мокро, мама! Принеси носки и одеяло, мне холодно!!!

И вот все это можно пережить, начать день хорошо и радостно, если батарейки полные. А если вот каждый вечер засыпать, пропуская свое единственное время в сутках, потом целый день ждать его, а когда оно наступает, снова засыпать... То надо искать другие способы подзарядки, о чем речь в посте про детей (если коротко, то энергию добывать из времени с ними).

"Накопить" энергию значит "не уставать". Способ, доступный только богатым и благополучным людям, с легким нравом и без детей. Пропустим его.

"Сэкономить".
Речь о внимательности к вещам, сосущим энергию. Например, я интроверт. Меня выход в свет мгновенно опустошает. События-мероприятия опустошают. Встреча с кем-то, за исключением совсем близких, опустошает. Длительное общение в соцсетях и блогах опустошает. Пикники, праздники, включая детские, опустошают. Выезд куда-то с компанией - страшный сон. Это не значит, что я избегаю всего этого. Но я внимательна и взвешиваю каждый контакт. Знаете, как люди исчисляют деньги в чем-то важном для них? Скажем, поход в это кафе - это пара туфель, а тот ресторан - три пары... У меня примерно так же с социумом: детский день рождения - три дня восстановления (нерисования), пикник - неделя, встреча - один день, родительское собрание - два дня, итд.

Правда в том, что энергию жизни интроверт генерирует только в одиночестве, но это совсем не значит, что ему совсем не нужны люди. Очень нужны! просто надо быть внимательным и не разбрасываться ресурсом. Интровертам немного легче остальных в плане расхода энергии, потому что они в этом смысле не могут превысить свой лимит без крайней на то жизненной необходимости. У них просто срабатывает "защитный механизм". Я это называю "прятаться под лавкой".

Это забавно, расскажу:) Вот у меня случаются периоды социальной активности (по жж видно в том числе). Внутри я всегда чувствую, когда ресурс заканчивается (а это очень быстро), но часто продолжаю вести себя как нормальный человек при этом - назначаю встречи, планирую события итд. И я действительно этого хочу! я хочу видеть этих людей, но если я нарушаю свой лимит, то внутри меня просто падает железный занавес - там стена и я знаю, что этого всего не будет. Никто ни на какую встречу не пойдет. Можно долго обманывать себя и того человека, назначая точное время встречи, и отвертеться в последний момент. Потому что стена. Чем последнее момент, тем тупее отговорки и тем более неловко потом за себя. Но это еще что... Если стену игнорировать до последнего, она меня просто обволакивает полностью. Вот как в каменном холодильнике. Я просто отмораживаюсь вообще. Пропадаю, исчезаю, не прихожу, не отвечаю на звонки, письма, смс, меня нет, я в домике. И вот когда доходит до этого, то происходит самое смешное.

Я, значит, сижу под лавкой, полностью изолировав себя от мира. В этом аварийном состоянии я уже не грызу себя: уже не рассказываю себе, что так себя не ведут, что это по-детски, что это во вред мне же, что я же так хотела, что это абсурд - сама же спровоцировала, и на тебе! Неееет. Под лавкой я уже не считаю свое поведение странным. Под лавкой мне все хорошо. И я хорошая и вполне нормально себя веду. А вот они - которые обрывают телефон - они сумасшедшие люди! Они пугают меня! Что с ними такое? Они какие-то странные! Странно себя ведут! Чокнутые что ли... Когда пронаблюдала это, сильно попустило, потому что смешно же:)

Еще распространенная вещь, которая высасывает энергию, - это незаконченные проекты и давно откладываемые дела. Я не знаю, как это происходит, но факт - это натурально трубки, подсоединенные прямо к вене, капельницы с обратным эффектом - они потихоньку пьют кровь. Речь идет не только о творческих проектах или работе. Это могут быть обычные бытовые дала, которые кочуют в планах из неделю и неделю. Их надо усилием воли просто брать и делать. Или отменять. Чтобы не высасывали.

С незаконченными проектами сложнее. Я из людей, которым заканчивать трудно. Я просто помню о том, что незавершенное ослабляет, и, когда нападает длительный упадок, анализирую, что у меня брошено, выбираю жертву (поменьше) и заканчиваю усилием воли. Результат (а закончить что-то - это всегда результат, даже если он не великолепен и сильно уступает тому, что рисовалось в мечтах, пока можно было отлынивать от реальности) всегда "кормит", то есть, возвращаясь к аналогии с деньгами, это уже "заработок" энергии. (Привет, Люся, кстати:) к вопросу о незаконченном...)

Еще страшно опустошает ожидание. Это просто насос. Например, в посте про детей я недостаточно ясно выразила мысль о том, что "разделить сферы" - значит не просто отложить свое, пока ты с детьми. Следует в это время вкладываться в занятия с детьми, пребывать с ними в делах и мыслях, а не ожидать, когда же это время наконец, пройдет и можно будет заняться чем-то своииим!!! Это ужасно высасывает, и когда дойдет до "своего", сил уже не будет. Напротив, когда время с детьми проходит весело и плодотворно, то отдача как раз и дает силы. Поначалу я прямо продумывала и планировала время с ними, сейчас уже само все...

Последнее про экономию. Есть обязательные пункты сдачи крови - работа, детские капризы и болезни, трудные родственники, у каждого свое. Злиться на них - тоже терять энергию. Надо сдать кровь - значит надо сдать кровь, не страшно. И потом, себя же хрустального не убережешь от всего. Жить как-то надо... Избегать пунктов сдачи крови вообще - это невроз. Лучше просто уметь зарабатывать новую энергию.

Я, в основном, живу на заработанной, в меньшей степени - на сэкономленной энергии, а накопленной у меня почти не бывает, то есть "едва-едва на жизнь хватает":)

Итого, из моего опыта:
1. "Зарабатывать" энергию, регулярно занимаясь делами, которые наполняют, - самое важное.
2. Внимательно относиться к пунктам сдачи крови, но не избегать "обязательных трат" энергии, потому что на жадность уходит где-то столько же сил, как если бы вы их потратили там, где необходимо.
3. По возможности заканчивать незавершенное или долго откладываемое. Касается любых дел, даже самых обычных и маленьких. Очень хорошее лекарство от общего упадка сил.
4. Не делать из творчества золотого тельца (я жду, пока вся эта обязательная программа, которая "остальная жизнь", закончится, и можно будет, наконец, прильнуть к источнику упоения). Ожидание опустошает.


Есть еще вещь, которая помогает одновременно заработать, сэкономить и даже накопить энергию. Это - знание своих творческих циклов. Но это - отдельная тема и в этот пост она уже не впихивается даже ногой. И так считаю, что кто дочитал - молодец!

Сил вам!

понедельник, 12 мая 2014 г.

Интроверт в условиях нестабильности. Самоцитата из ЖЖ

Что не перегружать предыдущий пост, пишу следующий.

Забавно то, что в условиях нестабильности трудно заниматься обычными делами. Мысли все время сползают на окружающий мир: "А что там происходит?" Роешь интернет. Правда, ложь - все перемешано, что-то будет понятно только через время, что-то не станет известно никогда. Чтобы не происходило, на разворачивание события нужно время, результат будет понятен только по завершении.

Экстраверт полностью погружен в события внешнего мира, где и черпает энергию. Интроверт должен извлекать энергию из внутреннего мира - это и есть его путь. Если внутренний мир не дает энергию - это катастрофа для интроверта. Поэтому топливо для внутреннего горения интроверт должен отыскать самостоятельно.

В условиях нестабильности привычное топливо часто отказывает. Известна поговорка: "Когда говорят пушки, музы молчат!" Это верно. Но все равно нет никакого другого способа интроверту чувствовать себя нормально. Для того, чтобы делать ту ежедневную работу, которую выбираешь, нужна энергия. Она не появится сама собой. Нужно совершить работу по преобразованию той информации, которая валится из внешнего мира, в полезную. Как это сделал Виктор Франкл. Он взял то, что знал - аутогенную тренировку, наложил на тот мир, в который попал по воле обстоятеьств, и создал дополнительную  силу не только для себя, но и для других людей.

Проблема в том, что внешний мир затягивает и подавляет. Внешнему миру глубоко плевать на интересы интроверта, и в этом он прав. Потому что мир так устроен. Задача интрверта научится в этом мире жить.

Честно сказать, я не видела пока что ни одной здравой книги о том, как интроверту благополучно совместиться с внешним миром. Западный вариант "Непобедимый интроверт" Лэйни Марти хороша для тех, кто только что открыл для себя интровертированность. От второй (уже не помню название) я отплевывалась со страшной силой. Там были одни сплошные реверансы в сторону: "ах, как это нехорошо, но я постараюсь исправиться".

А я говорю, что интровертированность - это хорошо! Осталось только понять в чем именно хорошесть. Ответ не лежит на поверхности, но он существует.

13 мая. Самоцитата из ЖЖ

13 мая - прекрасный день! Бардак во внешнем мире продолжается. Подозреваю, что теперь это и будет реальный мир. Сейчас утро начинается с погружения в новости. Забавно, что я не смотрела телик с 2000 года, а теперь даже начала его периодически  включать.

Вчера необычайно развеселилась тому обстоятельству, что меня кто-то отфрендил. Честно сказать, до сих пор не могу объяснить себе, почему это меня так развеселило. Возможно, потому что на фоне отмененных поездов, закрытых банков, остановленного "Стирола", выключенного прожектора на шахте пять, который светил в наш двор с времен моего детства, а также перестрелок на окраинах города, непоняток с зарплатами и пенсиями, обстрелов соседних городов,  луж крови на асфальте в недалеких от нас городах, что там еще? Ах, да, слухи! Само собой, куда же без слухов! Ну и еще много разных мелочей, которые сопровождают гражданскую войну. И тут - отфрендили! Ухохотаться!:) Кстати, поскольку я и дальше буду делать, как получится, развлекухи будет мало или не будет вообще, и писать буду без системы, так что, если кто забыл отфрендить - вперед!

Ладно, все это и есть наше время, никуда его не денешь. Кто о чем, а я о том же.  Сегодня, более, чем когда-либо, вижу необходимость в жесткой внутренней идеологии. Внешняя идеология очень часто является предметом манипуляции и сменяется со сменой руководства.

Внутренняя идеология - интересная штука. Много раз я вспоминала работы Виктора Франкла. Первой, уже давненько, я познакомилась с книгой "Человек в поисках смысла".  Потом "Сказать жизни - "да"! Эти книги для меня оказались разделенными десятилетием. Первая - более общая, вторая рассказывает о личном опыте автора в условиях немецкого концлагеря.

Я залезла в Вики, чтобы вытащить отттуда цитату:

"Вместе с другими психиатрами и социальным работниками со всей центральной Европы он оказывал заключенным специализированную помощь. Задача службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе пребывания... Врачи пытались устранить у этих людей психический вакуум, который можно описать словами одной пожилой женщины: «Вечером я спала, а днем страдала».

"По мнению Франкла, в человеке можно увидеть не только стремление к удовольствию или волю к власти, но и стремление к смыслу. Именно от обращения к смыслу существования зависел результат психотерапии в лагере. Этот смысл для человека, находящегося в лагере в экстремальном, пограничном состоянии, должен был быть безусловным смыслом, включающим в себя не только смысл жизни, но также смысл страдания и смерти. Беспокойство большинства людей можно было выразить вопросом «Переживем ли мы лагерь?». Другой вопрос, который задавали Виктору Франклу, был таков: «Имеют ли смысл эти страдания, эта смерть?». Если отрицательный ответ на первый вопрос для большинства людей делал бессмысленными страдания и попытки пережить заключение, то отрицательный ответ на второй вопрос делал бессмысленным само выживание. Франкл верил, что объективный взгляд на испытываемые страдания помогает выжить".

Для тех, кто не знаком с Франклом или давно перечитывал его, я рекомендую его книги. Полезное чтение.

понедельник, 5 мая 2014 г.

Все-таки весна

В последнее время в Интернете столько гадости и ненависти, что надо или радикально уходить оттуда, или опять-таки уходить, но на специализированный ресурс.

В данном случае, я считаю специализированным этот блог. Я - интроверт, и мир воспринимаю, как интроверт. Поэтому я продолжу здесь писать о том, что нравится мне и интересно мне. В данные пять минут - это пара фотографий с прогулки. Встреченная на улице соседская такса и растущая за забором сирень.